Защита от недобросовестной конкуренции является важнейшей составляющей для бизнеса в условиях насыщенного рынка товаров и услуг, где соперничество постоянно усиливается. Каждая компания стремится увеличить свою прибыль, однако нередко для этого применяются методы, которые нарушают законодательство.
Вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией, регулируются федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Недобросовестная конкуренция включает действия участников рынка, направленные на получение нечестных преимуществ в своей предпринимательской деятельности. Эти действия:
- нарушают законодательство Российской Федерации, деловые обычаи, принципы добросовестности и справедливости;
- причиняют (или потенциально причиняют) вред конкурентам или их деловой репутации.
Юристы ЦСБ «Феникс» готовы предоставить комплексную юридическую поддержку по вопросам, касающимся недобросовестной конкуренции, включая:
- разработку мер защиты в случаях недобросовестной конкуренции;
- подготовку претензионных писем к нарушителю-конкуренту;
- подготовку жалоб на незаконные действия конкурентов в антимонопольные органы;
- представление интересов в ФАС при рассмотрении вопросов, касающихся недобросовестной конкуренции;
- защиту в ФАС при привлечении к административной ответственности;
- подготовку отчетов об исполнении предписаний ФАС;
- правовой анализ и подготовку заключений по законности действий (ваших или конкурентов);
- составление исков в суд с требованиями о возмещении убытков и представление ваших интересов в суде.
Формы недобросовестной конкуренции
Перечень не является исчерпывающим, поэтому при наличии соответствующих признаков любое действие, совершаемое участником рынка, можно признать актом недобросовестной конкуренции.
Дискредитация
Дискредитация представляет собой распространение преднамеренно неверной, неточной или искаженной информации, способной нанести компании финансовый ущерб и подорвать её деловую репутацию. Важно подчеркнуть, что подобные сведения должны быть доступны общественности. Например, если конкурент публикует в рекламном буклете или на своём сайте информацию о том, что ваш продукт устарел или небезопасен, это можно трактовать как нечестную конкуренцию, требующую ответного опровержения ложных данных.
Введение в заблуждение
Под введением в заблуждение подразумевается предоставление потребителям искаженной информации о товарах, работах или услугах по следующим пунктам:
- качество и потребительские характеристики продукции;
- количество товара, его наличие на рынке и истинная потребность в нём;
- место производства товара и его изготовитель;
- условия реализации товара, включая его цену.
В отличие от дискредитации, которая направлена на дискредитацию товаров конкурента, введение в заблуждение предназначено для создания благоприятного образа своего товара. К примеру, действия производителя, указывающего на упаковке продукции недостоверные сведения о соответствии стандартам ГОСТ, могут рассматриваться как введение в заблуждение.
Некорректное сравнение
Предприниматели часто прибегают к некорректным сравнительным методам, чтобы получить преимущество над конкурентами. Такие сравнения могут касаться как самих конкурентов, так и их продуктов, услуг и достижений.
В законе "О защите конкуренции" приводятся примеры таких некорректных практик. В частности, запрещено использовать слова "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный" без объективных и проверяемых оснований.
Также запрещены сравнения, основанные на малозначительных фактах, если они включают негативные оценки деятельности конкурентов или их продукции.
Практика показывает, что некорректные сравнения часто сопровождаются распространением ложной или неточной информации о конкурентах или их продуктах и услугах.
Многие производители на своих сайтах публикуют информацию, называя свою продукцию "самой лучшей", "единственной в мире" и так далее, не предоставляя достаточных доказательств для таких утверждений. Это также может вводить потребителей в заблуждение.
Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
Некоторые участники рынка нередко присваивают чужие достижения в области интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, применяя известные фирменные наименования, торговые марки и маркетинговые методы популярных компаний. Это делается с целью привлечения максимального внимания покупателей. В результате на рынке появляется масса спортивной одежды с логотипами, напоминающими известные бренды, кафе, оформленные в стиле признанных сетей без необходимых лицензий, и дизайны веб-сайтов, позаимствованные у конкурентов.
Кроме того, незаконно размещать на сайте предложения о продаже товаров, созданных с использованием запатентованной формулы конкурентов, так как это нарушает нормы антимонопольного законодательства.
Использование деловой репутации, которую другие компании создавали на протяжении многих лет, средств индивидуализации или иной интеллектуальной собственности требует значительных усилий и финансовых вложений. Незаконное использование этих достижений позволяет конкурировать нечестными методами. Закон «О защите конкуренции» запрещает действия, связанные с неправомерным применением средств индивидуализации, включая продажу, обмен, производство, демонстрацию на выставках и предложения товаров, если при этом используется чужая интеллектуальная собственность.
Также нарушением считается деятельность, способная вызвать путаницу с товарами или услугами конкурента. Например, на рынке могут появляться товары в упаковке, практически неотличимой от упаковки продукции конкурента.
Использование информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну
Необходимо акцентировать внимание на том, что несанкционированный доступ к информации, защищенной законом как тайна, нарушает конфиденциальные соглашения и включает в себя её незаконное получение. В деловом мире подобная практика недобросовестной конкуренции связана с соблюдением норм защиты коммерческой тайны. Коммерческая тайна может включать данные об уникальных методах управления предприятием, специализированных способах ведения бизнеса, обладающих экономической ценностью, а также информацию о деловых партнерах и производственные секреты.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Лицо, занимающееся действиями, связанными с недобросовестной конкуренцией, может нести гражданско-правовую и административную ответственность. Виновный обязан будет возместить ущерб, причиненный конкуренту вследствие недобросовестных действий. Этот ущерб включает как реальные потери, так и упущенную выгоду. К примеру, доход, который конкурент мог бы получить, но не получил из-за распространения ложной негативной информации о его товарах, также подлежит возмещению.
Административные санкции за недобросовестную конкуренцию регулируются статьями 14.3 и 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушители (юридические лица) могут быть оштрафованы на сумму от 100 000 до 500 000 рублей. В некоторых случаях размер штрафа определяется исходя из выручки нарушителя от продажи товаров (услуг) на рынке, где было совершено правонарушение.