В процедуре закупки у единственного подрядчика, поставщика, исполнителя есть плюсы и минусы. К достоинствам относят вероятность заключения контракта с выбранным предпринимателем. Часто это становится гарантией качественного выполнения заказа. При такой схеме минимален риск технических сбоев из-за долгого процесса согласования, подписания двумя сторонами.
Недостатком можно считать отсутствие значительного понижения стоимости заказа. Сложнее получить улучшение условий исполнения контракта. Процедура закупок должна исключать злоупотребления при трате бюджетных средств. Для участников существует риск привлечь внимание контролирующих органов — остается возможность обговорить с исполнителем условия заранее.
Региональные правила
Преимущество при заключении контрактов получили продавцы и госзаказчики в регионах. Власти области или муниципального образования могут закупать продукцию не тратя время на тендеры. При сделке с единственным подрядчиком покупатель опирается на местные решения, нормативные акты, постановления мэров и другие документы. Устанавливать удобные правила для подписания контракта в своем регионе позволяет статья 112 44-ФЗ.
Правительственное Постановление № 201 приравняло к Евразийскому экономическому союзу территории ЛНР, ДНР. Теперь права участников союза, условия заключения контрактов распространяются на поставщиков из республик в полной мере.
Особенности закона 46-ФЗ
Временные правила упростили приобретение медицинских изделий. В одной закупке разрешено соединять разные виды медизделий. Контракт может включать товары отличные по классификации в номенклатуре, что было невозможно до 25 марта по 44-ФЗ.
Иностранное производство
Приказ Минфина от 11 мая 2022 года расширил списки иностранной продукции, которая может фигурировать в закупках. Продукты подбирают по кодам классификатора, привязанного к видам экономической деятельности. Первый реестр включает изделия из разных групп, это:
- 16.21.12.110 — фанера;
- 62.01.2 — оригинальное ПО;
- 10.13.15.110 — консервы из мяса;
- 10.86.10.133 — молочные смеси — заменители женского молока;
- 26.52.1 — часы разных типов, кроме частей, механизмов;
- 17.23.12.130 — футляры, коробки, сумки, почтовые наборы из картона, бумаги;
- 23.19.23.110 — лабораторная посуда из стекла;
- 58.29.32.000 — прикладное ПО;
- 03.22.20 — продукция рыбоводства, пресноводная охлажденная рыба.
Некоторые шифры ОКПД 2 укрупнили — отдельные наименования в списке заменит большинство позиций по кодам оборудования 28.25 и 28.23. Для других групп в перечень включат более детализированную выборку. Во второй реестр заграничных товаров входят:
- 29.10.59.260 — служебные транспортные средства для перемещения взятых под стражу лиц;
- (не считая 27.90.31.110) 27.90.31 — аппараты для сварки, пайки, электрические машины;
- 28.94 — швейное, текстильное, кожевенное производственное оборудование;
- 28.91.1 — агрегаты для металлургии, включая детали;
- 27.12 — электрическая аппаратура для регулировки, распределения.
При формировании заказов покупатели не всегда учитывают последние редакции актуальных материалов. Заказчики могут, но не устанавливают льготы, преференции на товары. В таких ситуациях заказчику отправляют запрос о разъяснениях или составляют жалобу для контролирующего органа.
Продление лицензий
Санкции повлияли на лицензирование. Правительство РФ определило послабления при выдаче разрешений и лицензий. Мера затрагивает сферы связи, сельского хозяйства, розничной торговли, промышленности. Продлеваются документы с истекающим с 12 марта по конец декабря 2022 года сроком действия. Это лицензии:
- на водопользование;
- выброс загрязняющих веществ на объектах 1 категории;
- оборот, производство этилового спирта;
- сертификаты происхождения по форме СТ-1;
- вещание телевидения, радио;
- перевозку в такси пассажиров, багажа.
К обороту спиртосодержащих продуктов относится розничная продажа алкоголя в общепите или магазинах. Действие разрешительных документов продлевается на год, а переоформлять бумаги будут по облегченной схеме. Временно упрощенный порядок предусмотрен для сертификации ввезенных из-за границы товаров.
Другие новации
В сфере строительства изменения коснулись саморегулируемых организаций и сумм контрактов. Прежде исполнитель должен был состоять в территориальной СРО, если стоимость работ превышала 3 млн рублей. Обновление для подрядчиков от 01.05.2022 года зафиксировано в статье 52 ГрК РФ. Теперь для участников закупки строительных услуг, капитального ремонта или реконструкций ограничение увеличено до 10 млн рублей.
Госзаказчики нечасто используют возможность авансирования. Но с 30 марта для некоторых госзаказов разрешены повышенные лимиты авансов. На работе большинства продавцов увеличение авансовых сумм никак не отразится.
Незначительно видоизменилась форма контракта. Поставщику придется заполнить новые поля в электронном акте об оказанных услугах. Теперь нельзя обойтись без общероссийского классификатора муниципальных образований — ОКТМО. Другое поле должно содержать коды бюджетной классификации. Но на момент внесения изменений КБК можно было не добавлять.