Каждый год система госзакупок перераспределяет 27 % отечественного ВВП. Информация из последнего отчета контрольной структуры показала низкий конкурентный уровень в области государственных закупок. Аудиторам сложно справедливо оценивать степень эффективности и экономного расходования средств за счет закупочной системы.
Подход к закупкам нуждается в изменении, полагает эксперт Счетной палаты Алексей Каульбарс. Специалист уверен, что пора разработать единую развивающую стратегию. Проведение закупок для нужд государства должно демонстрировать прозрачные показатели для легкой оценки положительных эффектов.
Средние характеристики, которые российская Счетная палата применяет для оценки эффективности проводимых закупок, не отражают реальность. Получить объективное представление о конкуренции и разумном расходовании бюджета по словам аудиторов невозможно. Выбор самых дешевых предложений может отрицательно влиять на качество закупленных услуг и товаров.
Общее количество контрактов постоянно множится. Многократное увеличение закупок государственных структур произошло в период пандемии, благодаря распространению неконкурентного способа. За 2020 год число договоров, подписанных с единственным исполнителем услуг или поставщиком товаров, выросло до 74,1 %. В расчете были учтены несостоявшиеся сделки.
Эксперты считают госзакупки у единственного продавца самым разумным, востребованным из реализованных мероприятий. Разрешение быстрее проводить закупки и срочно направлять медицинские товары на борьбу с пандемией оказалось действенным. В итоге число неконкурентных сделок в 2020 году возросло в 15 раз в сравнении с предыдущим периодом. В 2021 году закупок без тендера стало в 7,8 раз больше.
Экстренные расходы, как и во всем мире, требовались для медицинской сферы. Государство потеряло контроль над своими тратами. Значительное увеличение специалисты объясняют именно чрезвычайной ситуацией. Создание единой стратегии развития должно помочь Счетной палате давать реальные оценки деятельности участников закупочного рынка.