Кризис из-за «ковида» причинил немало вреда офисным работникам – им пришлось перейти на удаленку, что сопряжено со своими сложностями. Та же самая ситуация напрямую коснулась и топ-менеджеров – люди, отвечающие за финансы и стратегии, оказались в самом сложном положении. Каждый такой человек испытывает состояние растерянности и задумывается над тем, как сделать так, чтобы бизнес удержался на плаву. Впрочем, ситуацию в организациях можно назвать неоднородной – отрасль имеет далеко не последнее значение.
В сложном состоянии находятся и те, кто до этого немало инвестировал. Часто у них имеется внушительная технологическая инфраструктура, а ее надо регулярно обслуживать и обновлять. В некоторых организациях повторился сценарий ковидных времен – нет времени на обучение. Образование имеет прямое отношение к развитию, а большинству компаний в текущий момент не до него.
Что волнует участников рынка обучения
Сейчас стоит отметить отдельное направление, которое относится к психотерапии. У сотрудников появилась необходимость в межличностной коммуникации – они хотят общаться, рассказывать друг другу о проблемах, советовать что-либо.
Но самый важный вопрос, который вызывает живой интерес у людей – это то, что произойдет с содержательной повесткой. Основных тем ранее было несколько – к ним относились трансформация и ESG, остальные же зависели от специфики бизнеса – в некоторых случаях это была безопасность, в иных – другие темы.
Когда состояние компаний несколько нормализуется, им придется заниматься построением стратегий и поиском решений, направленных на дальнейшее развитие бизнеса.
Каковы тренды в корпоративном обучении в этом году
Были опрошены более ста управленцев высшего звена и специалистов, чтобы выявить темы, которые появились в образовательной сфере. Можно выделить краткосрочные и среднесрочные проблемы, имеющиеся в корпоративном обучении.
Что можно сказать о краткосрочных
Проблемы данного типа связаны со стоящей сейчас целью обрести устойчивость. Менеджеры выделяют ряд важных направлений, определяющих интерес к развитию компетенций:
- сценарии будущего;
- международные платежи;
- лидерство в обстановке кризиса;
- устойчивая логистика.
Некоторые люди открыто признаются в том, что в данный момент им не до обучения. Многих интересует вопрос, как обрести устойчивость в изменившихся экономических условиях. Данная проблема касается экспортирующих компаний, которые из-за закрытия крупных рынков должны заниматься поиском альтернатив.
Основная задача для этих людей заключается в том, что теперь нужно в дружественных государствах создать финансово-логистическую систему таким образом, чтобы санкционные ограничения причиняли минимум вреда.
Разобраться с этим непросто. Принцип в любой ситуации будет уникален. Если какая-то из организаций отыщет подходящее решение, очень сомнительно, что она поторопится поделиться им с другими.
Среднесрочные вызовы
Что касается среднесрочных вызовов, то они будут связаны с тем, как компании станут развиваться в ближайшие годы. Есть главные темы, от которых будет зависеть успешность организации. К ним относятся:
- устойчивое развитие;
- технологическая устойчивость;
- операционное превосходство
Именно последнее сейчас вызывает особенно сильный интерес. Если у менеджера сейчас есть возможность определить, какова стоимость каждого его шага, то организации еще не понимают, как они будут выходить из текущего состояния, которое является не самым простым.
Чему учить в ближайшем будущем
До недавнего времени вектор интереса был связан с цифровой трансформацией, именно этого и требовал бизнес на тот момент. Сейчас произошли определенные изменения – больше всего управленцев волнует тема лидерства, они стараются понять, что должен представлять собой лидер в новых условиях. Продолжают оставаться важными цифровая трансформация и операционная эффективность, важны управление изменениями и понимание клиента. Лидер должен обладать критическим мышлением, управлять собой, быть ментально гибким и готовым к рискам.
О трансформации образования
Очень многие люди относятся к обучению с потребительской точки зрения – расценивают его как услугу или сервис. Как считает эксперт, у лидирующих компаний несколько иной подход. Они ведут работу в экономике опыта, когда надо платить за получение большего количества новых впечатлений или, напротив, как можно большее количество времени потратить на учебу. В данном отношении наиболее важную роль играет трансформация опыта, именно она интересует лидеров в обучении.
Имеется в корпоративном обучении и другой наметившийся тренд – когда объединяются познания разных специалистов. Раньше все было несколько иначе. Тогда менеджеры работали над обучением менеджеров, а специалисты-инженеры старались научить инженеров. Теперь этот период подошел к концу. На первую роль вышло многообразие. Наука и управление взаимосвязаны.
Раньше Школа управления «Сколково», разрабатывая программы обучения, пользовалась традиционным подходом. Была ориентация на содержание – чему будут учить и как именно. Теперь все несколько изменилось, старый подход попросту устарел. Важно проектирование не только потока контента, но и потока энергии. Если вкратце, то это означает необходимость управлять энергией учащихся, уметь улавливать момент, когда они устали – работать с состояниями людей. Данный подход к обучению уже совершенно иной. Корпоративное обучение стремительно меняется согласно существующим тенденциям современности. Текущие тренды очевидны – все будет уже не так, как раньше.